«Чешские авиалинии» несут серьезные убытки

Авиакомпания Czech Airlines (CSA) планирует продать все принадлежащие ей шесть самолетов Airbus A320-200. Как пишут чешские средства массовой информации, ссылаясь на акционеров перевозчика, 180-местные самолеты оказались не востребованы из-за своей емкости. На большинстве маршрутов национального перевозчика Чехии с наибольшей рентабельностью летают сейчас А319, емкостью от 116 до 135 мест. В 2013 году авиакомпания уже продала два A321 (максимум 220 мест), которые она использовала на чартерных туристических направлениях. В связи с этим руководство CSA встретится с Airbus и обсудит отмену поставок еще семи Airbus A320-200. Они были заказаны в 2007 году, а теперь тоже оказались не нужны.

Такие планы перевозчика вызывают множество вопросов у профессионалов и общественности Чехии. Дело в том, что за последние годы CSA, пытаясь противостоять растущей конкуренции на мировом рынке, уже предприняла ряд решительных мер. Однако результаты пока не воодушевляют. В 2013 году авиакомпания, согласно официальному отчету холдинга Czech Aeroholding Group, в который входит этот перевозчик, понесла чистый убыток в размере €33,5 млн. Это худший результат с 2009 года. При этом убыточными были также 2011 и 2012 годы. В апреле 2013 года у авиакомпании появились новые владельцы – корейская Korean Air и чешская Travel Service. Одновременно CSA покинуло сразу несколько топ-менеджеров. Свой уход они представили как личное решение, однако реальная причина, как пишут СМИ, – недовольство новых владельцев масштабами бесхозяйственности, продажей билетов ниже себестоимости, гонкой за потоком в ущерб рентабельности.

Корейцы сначала получили 78% акций CSA, потом почти половину этого пакета перепродали крупнейшему частному чешскому чартерному перевозчику и туроператору Travel Service. На сегодня у него 34% акций, у Korean Air – 44%. У Czech Aeroholding Group, который объединяет несколько компаний с государственным капиталом, сейчас почти 20% акций (19,74%), остальные 2,26% – у Чешского сберегательного банка (Ceska pojistovna). После перепродажи CSA не потеряла статуса национального перевозчика и связанное с ним право выступать в качестве назначенного перевозчика на тех маршрутах, где их число ограничено (например, в России) и участия в договоре «открытого неба» (Open Skies).

Сделкой с корейской авиакомпанией завершились многолетние усилия чешского правительства найти для CSA подходящего стратегического партнера. Однако этот альянс, как с самого начала утверждали эксперты, вряд ли можно считать абсолютным спасением для убыточного национального перевозчика. Во-первых, Korean Air не сможет повлиять на проблемы чешской экономики и на ситуацию во всем Евросоюзе. Но главное, значительную часть доходов чешской авиакомпании дают перелеты в Россию и СНГ, а эта область, по понятным соображениям, не представляет интереса для корейцев. Эффект от сделки ожидался уже в 2014 году, однако появившаяся информация о продаже Airbus A320-200 вряд ли свидетельствует о возросшей эффективности CSA.

Чехи все чаще задаются вопросом: а надо ли было государству вкладывать в убыточную компанию миллиарды крон? Возможно, было проще сразу продать ее компании Travel Service, дела которой, в отличие от CSA, идут отлично. Сейчас же, по мнению многих, банкротство национального перевозчика – вопрос лишь времени. Другое дело, как максимально смягчить последствия этой процедуры для рынка. Примеры есть, ведь через банкротства уже прошли не только мелкие европейские авиакомпании, но и национальные перевозчики нескольких стран – венгерский Malev, швейцарский Swissair.
/RATA-news/